И потому имею право считать своё исследование безукоризненным.
А вот что пишет о том же самом, в принципе, "наука позитивизма" - область деятельности, "не берущая в расчёт" мыслительные способности человека, и даже более того, отвергающая результаты их применения, и всячески борющаяся с "мыслительством".
И потому не идущая дальше "слепого наблюдательства".
И потому и из данного своего наблюдения она не сделала кажущийся мне логичным вывод о том, что три секунды - единица времени.
И как же она может...
Как же можно покуситься на святое - на представление недоумков от науки о времени как физическом явлении - о времени как "физической величине".
Правда, здесь несмелое и не доведённое до конца обобщение прозвучало - насчёт сокращение величины "акта перцепции" у особей с недоразвитой способностью рефлексии.
Но и тут она приплела ни к селу, ни к городу "подсознание", в котором человек к тому же что-то "проговаривает" (вопрос о том, как можно проговаривать что-то в отсутствие сознания - ей в её пустую голову не пришёл).
Жизнь в трехсекундном ритме. Ритм трехпалых.
Несколько лет назад мюнхенский физиолог Эрнст Пеппель в результате различных психофизиологических экспериментов показал, что человек может осознавать поступающую информацию, строя из неё единую картину, только в рамках строго определённого промежутка времени — трёх секунд. Можно сказать, что настоящее длится для нас только три секунды. Все отстоящее, скажем, на четыре секунды — уже прошлое.
Пеппель изучал записи речи на четырнадцати языках и обнаружил, что говорящий делает краткие паузы каждые три секунды. Причём этот ритм речи не изменяется даже при чтении стихов разного размера и не связан с ритмом дыхания.
Продолжая эти исследования, психолог Маргарет Шляйдт обнаружила, что трехсекундный ритм проявляется и в других наших действиях. Она просмотрела собранный за много десятилетий киноархив лаборатории поведения человека, 250 километров плёнки, на которой скрытой камерой запечатлены сцены из повседневной жизни европейцев, индейцев бассейна Амазонки, бушменов и жителей острова Тробриан. Независимо от национальности, культуры, возраста и пола в повторяющихся, ритмичных действиях выступает тот же трехсекундный ритм. Такие повторяющиеся действия, как взаимное сотрясание рук при рукопожатии, махание рукой при прощании, кивание головой при выслушивании собеседника, притоптывание ногой от нетерпения, поглаживание ребёнка по голове — все это делается с трехсекундным ритмом, каждые три секунды эти действия либо прерываются, либо, наоборот, усиливаются.
Любопытно, что и продолжительность съёмки с одной точки (длительность одного кадра) в художественном кинематографе, как правило, близка к трём секундам либо кратна этому числу (шесть, девять секунд). В лёгкой атлетике команда спринтерам «На старт — внимание — марш!» тоже занимает примерно три секунды. Наиболее эффективны рекламные клипы, длящиеся кратное трём число секунд. Все тот же ритм, лежащий в основе не только нашего восприятия, но и всей жизни.
Подобные измерения проводили и на шимпанзе, у них ритм оказался короче на секунду. Предполагают, что секунда уходит у человека на вербальное (словесное) оформление перевеиваемого или делаемого. Мы как бы проговариваем про себя в подсознании все увиденное, и на это уходит лишняя секунда. Эта гипотеза подтверждается измерениями, проведёнными на детях, глухих от рождения и потому не овладевающих языком. У них ритм жизни учащён.