(и в адресах ссылок заменю одну букву t значком *, чтобы ссылки не раскрылись уже здесь, и не перегрузили страницу)
Я её услышал, наткнувшись музицирование "монаха Авеля", имеющего свой музыкальный канал на ютьюбе - ht*ps://www.youtube.com/channel/UCWuwJ4d2RjvVLOAOuVAO4Vw
И первой я услышал в его исполнении известную и красивую токкату Поля Мориа, которую он сыграл не слишком выразительно:
Очень красивая мелодия... Токката – Поль Мориа / Исполняет Монах Авель
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=-qRMVVQr1cw
А это она же в исполнении оркестра Поля Мориа, так что сравните:
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=pfkIWnThTB4
Paul Mauriat - Toccata
И потом я послушал в его исполнении, которым тоже остался недоволен, и пассакалью Генделя:
Гендель / Хальворсен – Пассакалия / Исполняет Монах Авель
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=XgJtwdMtCqk
И сначала я подумал, - бездушно человек играет, - а потом понял, что у него кисти рук "неразработаны" (ну и ритмику произведения он не слишком точно соблюдает).
И пассакальей я увлёкся, поскольку она мне напомнила фоновую музыку каких-то фильмов послехрущёвской поры, когда в них стало можно вставлять и всякую "маловысокоидейную" музыку - не любимую Ильичом "Аппассионату" Бетховена, например, а прелюдию Баха (И.С.Бах - Прелюдия и фуга c moll) в "Мёртвом сезоне" (да и музыка Андрея Волконского там "вполне барочная" тоже - под стать Баху).
И я стал слушать пассакалью в разных исполнениях, ибо у меня сложилось своё представление о её "эталонном звучании".
Но все её исполнения оказались любительскими, что и понятно, ибо она несложная, красивая и короткая.
А оригинал, до вмешательства Хальворсена, я так и не нашёл, и потому так и не могу понять, он это изменил фразировку, с которой я "глубоко не согласен", завершения каждого "куплета" (каждой вариации), которое звучит "та - та-та-та - та-та", или так оно звучало у самого Генделя.
Тем более, что один из исполнителей, явный профессионал, дающий "методику" исполнения этой пьесы, сыграл "та-та-та" как тремоло:
Хотя у меня главная претензия к последним двум нотам ("та-та"), огрубляющим изысканное звучание этой пассакальи (я бы их слил в одну, что ли, ну или совсем "перефразировал" бы концовку).В музыке тремоло ( итальянское произношение: [ˈtrɛːmolo] ) или тремоландо ( [tremoˈlando] ) - это дрожащий эффект.
И в чём изысканность этой пьесы (да и вообще барочной музыки)...
В её неярких ("низкополяризованных") "разрешениях", причина которых отчасти в неспособности клавесина или клавикордов "тянуть звук" ("тянуть ноту") и усливать её звучание.
И отчасти, в расположении точки баланса на шкале "анализ-синтез" ниже её середины.
Если помните, я не раз писал о "четвёртой, "сердечной" чакре анахате" "семичакровой системы человека", баланс анализа с синтезом в которой обеспечивает беспроблемность существования человеческого организма, ибо, если "точка баланса" сдвигается вверх или вниз, то тем самым верх берёт или анализ, или синтез, и организм либо начинает в пределе разлагаться ("гнить заживо"), либо "усыхать" ("ссыхаться и сморщиваться").
И это "правило баланса" относится и миру неживого, и другим его выражением является "равенство отдаваемого получаемому".
И я не раз писал об условности человеческой праведности и безусловности человеческой грешности, когда писал о праведниках и грешниках...
И условность праведности в том заключается, что на том или ином (физическом или психологическом) уровне человек "равенство отдаваемого получаемому" обязательно не соблюдает - и оттого рушится физически или психологически.
А грешность человека безусловна, ибо при ней человек стремится насколько можно приостановить отдачу, действуя во вред другим или миру вполне сознательно, тогда как "условный праведник" имеет (хоть часто и не видит, не осознаёт) перед собой границы, за которые он ни при каких условиях не выйдет.
И теперь, после того, как вчера разобрался с монополем и антимонополем, шкалу анализа-синтеза можно представить шкалой монополя-антимонополя, на которой от её середины до предела синтеза (до монополя) и до предела анализа (до антимонополя) расстояния одинаковы, и если отнести эту шкалу к музыке, то можно сказать, что "действуя из середины шкалы", одинаково легко поляризацию музыкальной среды доводить до каждого из двух пределов.
И если барочная музыка отличается близостью с антимонополю, то классическая близка к середине шкалы, а "постклассическая", современная - определённо тяготеет к монополю, ибо "современный" человек огрубевает с огромной скоростью, и потому нуждается во всё более сильных стимуляторах, и барочная музыка ему как слону дробинка.
А если у вас возникло желание, как у меня, разобраться с пассакальей, то вот вам перечень её исполнений, которые я прослушал (вначале более слабые по моему мнению):
Handel/Halvorsen: Passacaglia
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=LP9pziSoeDs
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=XiTCiloJ7QQ
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=h8KulGJKV7g
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=LP9pziSoeDs
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=nOGIJNbof94
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=g4WmCNdLwe8
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=etXn93ahI3E
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=DV8HC42eN8o слабо
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=JgKLOJ3Y1PI слабо, через силу
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=wMpGKG9cZ2c слишком быстро
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=PjK-Ivn-2G8 быстро
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=8b-nRKycVKM задержки
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=xXKx8Kbzi9A лола астанова слабо 285 тыс. подписчиков
(я бы сказал, что её платья зачастую настолько предельно ей малы, что их и разглядеть трудно (я её встречал раньше на ютьюбе) - ББ)Астанова известна своим тщательным отношением к стилю и внешности во время выступлений.
Зачастую выступает в обуви на шпильках и в эксклюзивных платьяхот кутюр. По словам пианистки, она хочет, чтобы её «платья выглядели ярко и гармонично», поскольку это часть её представления..
Эта особенность зачастую описывается во многих журналах, посвящённых моде. Среди них — Vogue[9],People[10] и другие.
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=bTZsUCjrLQw с гитарой дубай фальшивит и «весело импровизирует на арабский лад»
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=-wYaPFzlJGY
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=zb8ZRRPxpSg фальшивит
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=B2MkMdA_IxM быстрее всех импровизирует, японец грохочет
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=6eVy67tY0J8 4 руки с маленькой девочкой
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=1o4nFZc-bQA инструмент рокочет и она тоже, финал свой
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=M3uD6vPIKEA по-своему
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=S1-0qqZPlmE
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=KLquwUYLAuQ очень скоро и весело (поляризовано)
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=w34xTXwa3pM
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=FSWsurbCBpc быстро
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=qJNvI8rtpiU
А эти исполнения почище:
ht*ps://youtu.be/RhGeMuldjLQ
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=WUweA3y_nxM
ht*ps://2mz.me/music/26853246/origen-passacaglia
ht*ps://hotplayer.ru/?s=kassia
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=ht4612QcwpI
А это "учебники и уроки исполнения пассакальи":
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=e6X62ggGYDk
Cómo tocar Passacaglia (Handel/Halvorsen) - Tutorial para piano + partitura 17 мин
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=BqetMFcJBwY
HOW TO PLAY PASSACAGLIA BY HANDEL/HALVORSEN - PIANO TUTORIAL LESSON (FULL PIANO SOLO) 40 мин
ht*ps://www.youtube.com/watch?v=7GMhGFHQUXI
How to play "PASSACAGLIA" (1st Half) by Handel/Halvorsen | Smart Classical Piano | Classical & Film
14 мин
ht*ps://smartclassicalpiano.com/video/passacaglia/ все 4 части
Ну и нельзя не сказать, что на ниве освоения этой пьесы отличился и один широкоизвестный в прошлом "маэстро" из прибалтийской глубинки, который, не опускаясь до тонкостей, наложил на эту музыку стихи одного широкоизвестного в прошлом московского поэта, и получил "на выходе" отличную песню (ниже она в сильном исполнении певицы на все времена Людмилы Сенчиной (и да, я немного повзрослел, и признаю теперь достоинства не только музыки ансамбля "Битлс")):
Но предупреждаю, что прослушивание этой песни надолго убьёт в вас всю тонкость музыки Генделя, ибо "маэстро" все генделевские вариации превратил в один единственный предельно поляризованный "припев" (лично я потом дня три не мог отплеваться от фортиссимо в этом его припеве).Раймонд Паулс стихи Роберта Рождественского
Любовь настала
ht*ps://youtu.be/0a2V8Gqk8do
И эта песня - лишь один из множества примеров сегодняшнего огрубления музыки, ибо форма - 3-4 раза повторённый "тихий ("слабый", "нежный") запев - громкий ("сильный") припев" - предел поляризации в музыке.
И кстати, этот же "маэстро" испохабил в том же стиле и другую, правда изначально "громкую" пассакалью Генделя (ну не может он жить без того, чтобы "не прикоснуться к прекрасному").
И обратите внимание, что он себя вперёд Генделя поставил:
ht*ps://2mz.me/music/2808556/raimond-pauls-passacaglia
Раймонд Паулс, Георг Фридрих Гендель - Passacaglia
И кстати, другой "маэстро" - из малороссийской на этот раз глубинки, небезызвестная бездарь Игорь Крутой, которого я недавно поминал, тоже приложил свою руку к опохабливанию генделевской (первой) пассакальи, которую под этой его рукой и узнать почти невозможно.
А что он "забыл" вставить фамилию автора музыки - кого это удивит:
ИГОРЬ КРУТОЙ - Пассакалья
h*tps://ruv.hotmo.org/song/68245172
И он же и "Половецкие пляски" ("улетай на крыльях ветра"), которые выше я давал в изумительном исполнении Сиссель, испохабил, как мог (и чужой хор самовольно "подключил" к своей дребедне):
ht*ps://rus.megapesni.com/online/listen296906.html
И на этой странице он ещё много чем чужим " в своём переложении" отметился (и до чего же однообразно-примитивны его аранжировки).
А это немного о Генделе:
А это небольшой трактат о пассакалье как таковой:Георг Фридрих Гендель - ровесник Баха. Они оба родились в 1685 году, но их судьба сложилась кардинально противоположным образом. Гендель стал мировой звездой и любимцем королей, а Бах умер школьным капельместером.
Ни один композитор эпохи барокко не был так вознесён при жизни, как Гендель. Он был официально признан "великим", очень высоко оплачивался, имел возможность прочитать свою опубликованную биографию и созерцать в городском парке Лондона памятник себе самому.
Про его личную жизнь известно совсем немного,потому что он избегал публичности. Гендель не был женат, но дважды делал в молодости предложения девушкам, на которые получил отказ.
При том, что Гендель был состоятельным человеком, он вёл скромный образ жизни, не имел недвижимости и прожил почти 40 лет в небольшом съёмном доме.
ht*ps://www.dissercat.com/content/passakaliya-v ... ny-xx-veka
И хочу сказать о не только своих, наверное, сложностях восприятия "низкополяризованной" барочной музыки...
Она, ввиду её низкой поляризации, "малоэмоциональна" - и оттого - "интеллектуальна".
Вернее сказать, надо обладать очень сильным воображением - чтобы её слушать.
Взять хотя бы "Хорошо темперированный клавир" Баха - много вы извлекли из его прослушивания (если вообще дослушали его (вернее, если вы начинали когда-нибудь его слушать)).
Лично я, признаюсь, его честно не дослушал.
Да, а пассакалью Генделя, при всей её внешней простоте, играть трудно, ибо трудно выдержать её мерность и торжественность, не впадая в занудство и тягучесть.
Ибо по-настоящему она тонка.
А это пара наиболее, наверное, известных композиторов и музыкантов предшествующей барочной - ренессансной музыкальной эпохи (если вы попробуете послушать их музыку, вы сразу поймёте, каким рывком стало в музыке барокко):
Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina, в латинизированной форме — Ioannes Petrus Aloysius Praenestinus; встречается прозвище «Джаннетто» — Giannetto; 17 декабря 1525 или 1526, Палестрина или Рим — 2 февраля 1594, Рим) — итальянский композитор, один из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса.
Монтеве́рди (полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди, итал. Claudio Giovanni Antonio Monteverdi; 9 мая 1567 года, Кремона (крещён 15 мая 1567 года) — 29 ноября 1643 года, Венеция) — итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы, Плач Ариадны, опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).